УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАСТОЯЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ

7.4. Разделение компаний

Разделение — это операция, противоположная слиянию, расчленение корпоративной организации на две или более отдельные и независимые организации. Существует ряд причин, по которым из корпорации отделяют дочернюю компанию, например:

неприбыльна;

не вписывается в стратегический план;                       

подвержена более высокому риску, чем остальные группы компании;

вероятнее всего, будет процветать как самостоятельная ком­пания.

Частной формой разделения является сокращение капиталов­ложений (дезинвестиции). Изъятие капиталовложений подразуме­вает продажу части компании другой компании. Продаваемая часть компании может представлять собой актив, операционный сег­мент, товар и т.д. и определяется схемой реконструкции капитала. Схема реконструкции капитала — это схема, по которой компа­ния реорганизует структуру своего капитала. Схема реконструкции может приниматься, когда компания оказывается под угрозой лик­видации или превращения в цель для поглощения.

Почему компания может избрать в качестве формы структурной перестройки изъятие инвестиций? Компания, рассматривающая возможность изъятия инвестиций, может признать этот метод подходящей для себя стратегией по самым различным причинам. К ним относятся:

обеспечение выживания;

сосредоточение на основных видах деятельности;

увеличение стоимости компании;

сокращение размеров компании.

Обеспечение выживания. Убыточная деятельность какой-то час­ти компании может создать для компании финансовые трудности и в экстремальной ситуации поставить под угрозу все предприятие. Из-за этого не исключено предпринятие попыток продать часть компании, занимающуюся этим видом деятельности. Когда ком­пания испытывает финансовые трудности, может возникнуть не­обходимость в распродаже подразделений компании, занимающих­ся определенными видами прибыльной деятельности, чтобы по­лучить финансовые средства для структурной перестройки остальной компании.

Сосредоточение на основных видах деятельности. Компания мо­жет почувствовать, что для нее более прибыльным было бы сосре­доточиться на определенных ключевых видах деятельности, в ко­торых она располагает конкурентными преимуществами, а не ввя­зываться в широкий спектр направлений деятельности, распыляя тем самым свои усилия. Это может заставить компанию распродать свои определенные сегменты, чтобы сократиться до установленных ключевых видов деятельности.

Увеличение стоимости компании. Конгломератная компания может иметь низкие и даже малопривлекательные показатели по ценам на акции в течение некоторого периода времени. Причина, очевидно, в том, что инвесторы не полностью оценили разраба­тываемый вид деятельности, или в том, что они не верят в спо­собность управляющих конгломерата полностью использовать по­тенциал отдельных компаний объединения или активов, находя­щихся под их контролем. В любом случае акции не будут иметь ожидаемой цены, и, вероятно, будет лучше распродать часть ком­пании и более прибыльно вложить вырученные средства.

Сокращение размеров компании. Для большой компании может оказаться трудным контролировать разнообразные виды деятель­ности при неповоротливости в принятии решений. Она также мо­жет быть обременена большими административными затратами. Если компания сокращается в размерах, она, вероятно, сможет значительно сократить свои накладные расходы и быстрее реаги­ровать на потребности рынка.

 

Итоги и выводы

Слияние означает переход суммарных операций и акти­вов двух или нескольких компаний под контроль руковод­ства новой компании, находящейся в совместном владении акционеров исходных компаний. Приобретение означает, что компания получает контроль над другой путем приобрете­ния контрольного пакета акций с правом решающего голоса. Слияния принимают следующие формы: горизонтальная интеграция; вертикальная интеграция; диверсификация.

Выделяются оборонительные и наступательные мотивы слияний и приобретений. Основными оборонительными мо­тивами для горизонтальной интеграции являются следующие: эффект масштаба; устранение избыточных мощностей; под­держание цены; устранение конкуренции; достижение роста; приобретение управления; приобретение преимуществ в патен­тной, исследовательской и других сферах. Основными оборо­нительными мотивами для вертикальной интеграции являют­ся следующие: обеспечение постоянных поставок; контроль поставок конкурентов; защита рынков сбыта; ограничение конкуренции и контроль цен.

Оборонительные мотивы для диверсификации включают в себя следующие меры: распределение делового риска; умень­шение циклической нестабильности; замена вида деятель­ности, переживающего спад.

Выделяются следующие наступательные мотивы: поли­тика агрессивного роста; освобождение от активов; финансовые возможности; личные обстоятельства.

Мотивы для компаний, ожидающих поглощения, явля­ются следующие: низкая прибыль или ее отсутствие; некомпетентное управление; дефицит оборотных средств; нехват­ка инвестиционных возможностей; желание части владель­цев ликвидировать все или часть своих пакетов акций.

В случае сопротивления приобретению могут принимать­ся следующие меры: разделение компании; распростране­ние выгодной информации среди акционеров; контрпредло­жение; поиск альтернативного покупателя; выкуп компании управляющими; перекупка собственных акций; переоценка активов; продажа или приобретение активов; восстановле­ние статуса компании закрытого типа; снижение обществен­ного контроля.

Противоположной слиянию является операция разделе­ния компании. Ее применение целесообразно при следую­щих условиях: группа компании неприбыльна; она не впи­сывается в стратегический план; она подвержена более высокому риску, чем остальные группы компании; группа, вероятнее всего, будет процветать как самостоятельная ком­пания.

 

Контрольные вопросы и задания

1. В каких случаях целесообразно использовать стратегии слияния и приобретения компаний?

2. Какие оборонительные меры против слияний могут использовать корпорации?

3. Какие наступательные меры применяются для осуществления слияний и приобретений?

4. Каковы основные тактические приемы сопротивления приобретению?

5. Какие преимущества дает восстановление статуса компании закрытого типа?

6. В каких случаях целесообразно применение стратегии разделения компании?

 

Литература

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999.

Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб., 1999.

Портер М. Конкуренция. М., 2000.

Реструктурирование предприятий: рациональная система бизнес-единиц. /Серия «Искусство управления приватизированным предприятием». М., 1996.

Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М., 1998.

Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М., 1997.

Johnson G., Scholes К. Exploring corporate strategy. L., 1997.

Mintzberg H., Quinn J. The strategy process. Concepts, contexts, cases. New Jersey, 1991.

Яндекс цитирования
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz