УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАСТОЯЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ
4.3. Этапы процесса оценки преимуществ
и недостатков
До настоящего времени рассматривались аспекты, которые необходимо принимать во внимание при проведении внутреннего анализа. Сейчас обобщим включенные в него пять этапов, используя методику, предложенную Г. Стивенсоном (1989).
Этап 1. Определяется, какие характеристики (атрибуты) организации должны быть оценены. Список может быть весьма значительным, но он ограничивается, во-первых, определенными для стратегического анализа задачами исследования внутреннего организационного окружения и, во-вторых, финансовыми возможностями для проведения сложного и дорогостоящего исследования.
Этап 2. Уясняется, с какими организационными единицами имеем дело.
Чаще всего рассматриваются три организационных уровня: отделы (цеха), участки и отдельные служащие.
Этап 3. Уточняется, какие типы измерений могут производиться. Используются три типа измерений:
• наличия атрибута;
• действенности (результативности) атрибута;
• эффективности атрибута.
Этап 4. Определяется, какие критерии используются для оценки сильных или слабых сторон. Например:
• исторический опыт компании;
• прямая конкуренция;
• конкуренция внутри организации;
• мнение консультантов;
• мнение директоров;
• нормативные оценки, основанные на литературе по стратегии;
• специфические задачи, такие как смета.
Этап 5. Уточняется, каким образом организация может получить информацию для того, чтобы сделать такую оценку.
Возможно использование широкого спектра источников, однако основными являются следующие:
• контакты с покупателями;
• личное наблюдение;
• опыт;
• системы контроля;
• совещание;
• официальные экономические показатели;
• служащие;
• высшее руководство;
• собрание совета;
• консультанты;
• журналы и книги.