УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАСТОЯЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ

9.6. Стратегии поворота

Стратегии поворота широко применяются и доказали свою эффективность в антикризисном управлении, поэтому рассмот­рим их более подробно.

Стратегии поворота базируются на стратегиях сокращения рас­ходов и обычно включают изменения в общих усилиях по сбыту, переброске или перенацеливании существующих товаров (услуг) с одновременной разработкой новых. Стратегии сокращения расходов чаще всего рассчитаны на краткосрочное действие и созда­ны для быстрого достижения результатов. Стратегии сокращения расходов и поворота могут реализовываться одновременно.

Стратегию поворота компания может использовать в следую­щих целях:

увеличить уровни предыдущих достижений, если это воз­можно;

сосредоточить ее стратегические решения на функциональ­ных улучшениях и сокращении подразделений с отрицательным движением средств;

продолжать обслуживать потребителей тем же ассортиментом товаров и услуг, хотя и при этом она может испытывать необходи­мость сокращений;

перейти в большую стратегическую группу в данной отрасли;

перейти в меньшую стратегическую группу в данной отрасли;

более эффективно конкурировать в существующей стратеги­ческой группе в отрасли, используя различные методы конкурен­ции и базовые навыки.

Попытка решить, какой вид стратегии поворота должен быть принят, зависит от конкретной ситуации. Для его определения необходимо ответить на следующие вопросы: Стоит ли спасать дело? Сможет ли предприятие опять стать прибыльным в долгосрочном плане? Каково его оперативное состояние и стратегическое поло­жение в настоящее время? Рассмотрим несколько конкретных стра­тегий поворота.

Изменение цен может осуществляться «по первому требованию» и привести к быстрому увеличению доходов. Для того чтобы эф­фективно осуществлять подобные действия, необходимо знать величину эластичности спроса на отдельные товары (услуги). Воз­можность повысить цены связана с масштабами существующей и возможностью дальнейшей индивидуализации. Повышение цен обычно обеспечивается рекламной поддержкой, изменениями в товаре, а иногда и изменениями в упаковке.

Перед тем как изменить цену, фирма должна учесть ряд факторов:

воспринимается ли товар покупателями как продаваемый по более низким ценам, чем у конкурентов;

какова будет реакция конкурентов;

улучшится ли привлекательность товара в определенных сегментах рынка.

Переориентация. Основной идеей, стоящей за этим понятием, является концентрация усилий на конкретных покупателях и кон­кретных продуктах. Вопросы, которые необходимо здесь учесть, следующие:

Почему люди приобретают товар (услугу)?

Имеются ли возможности для индивидуализации, сегмента­ции и конкурентного преимущества?

Каков возможный потенциал доходов и роста, а также вало­вая прибыль?

Каковы масштабы и каков тип конкуренции в данном сег­менте или нише, а также потенциал ответных мер на дей­ствия в сфере маркетинга?

Разработка нового товара может быть необходимым вариан­том поворота в том случае, когда компания теряет конкуренто­способность в вопросах обновления или улучшения товара. Усо­вершенствование товара также будет действенным вариантом и мо­жет помочь компании сосредоточиться на конкретных сегментах рынка, которые до сих пор являются относительно устойчивыми.

Рационализация ассортимента товаров (сокращение) может быть полезна для сосредоточения усилий компании на более ус­тойчивых сегментах рынка. Для того чтобы реализовать данную стра­тегию, компания должна:

хорошо понимать расходы компании;

определить, какие из отдельных товаров (услуг) являются наименее (или наиболее) прибыльными;

выяснить, существуют ли конкретные области независимос­ти и не искажает ли ценообразование при внутрифирменной пе­редаче прибыльность.

Сосредоточение на продажах и рекламе. Эта стратегия может быть выражена в форме дополнительных расходов, чтобы вызвать увеличенный доход, или же заключаться в изучении текущих рас­ходов по маркетингу для оценки их эффективности.

Яндекс цитирования
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz